Москва без москвичей
Каждая пятая жительница столицы, родившаяся в 70-80-х, не будет иметь детей
С каждым годом количество москвичей, добровольно отказавшихся становиться родителями, увеличивается. По данным ежегодного соцобследования «Москва и москвичи», если в 2012 году стратегию чайлдфри выбирали тринадцать процентов жителей столицы, сейчас — уже семнадцать. «Быть свободными» хотят москвичи с высшим образованием и стабильной работой. Установки на осознанную бездетность прогрессируют пока только в столице. По России количество потенциальных чайлдфри в три раза ниже. О том, повлияет ли новая тенденция на демографию, «Ленте.ру» рассказала ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Алла Тындик.
«Лента.ру»: Москвички массово отказываются рожать?
Тындик: Не все. Но таких становится больше. Мы спрашивали респондентов о том, сколько детей вы хотели бы иметь при наличии необходимых условий. Самый распространенный ответ — двоих. В то же время 17,5 процентов сказали, что вообще хотели бы обойтись без них. Общероссийское исследование оценивает этот показатель в 6 процентов. Нужно понимать, что речь идет об установках на бездетность. То есть эти люди фактически могут родить детей, но не хотят этого делать.
Совсем?
На настоящий момент, да. Конечно, не исключено, что через несколько лет кто-то из них изменит свою точку зрения. Как показывают исследования, почти половина из тех, кто раньше не собирался становиться родителями, в последующем меняют свое отношение к этому вопросу.
Среди этих 17 процентов можно вычленить истинных чайлдфри?
Там очень много возрастных людей — 35-40-летних. Скорее всего, они пришли к такой позиции на основании предыдущего жизненного опыта. То есть изначально они не собирались становиться бездетными. Просто так получилось. А сейчас подводят под эти обстоятельства идеологию: «А мы так и хотели».
Но в то же время идет общий рост бездетности. Это подтверждают Всероссийские переписи. В 2002 году в Москве среди 35-39-летних доля бездетных составляла 10,7 процента, в России — 7,4 процента. А в 2010 году уже, соответственно, 17,15 и 11,5 процента. По экспертным оценкам, каждая пятая или шестая москвичка поколения 70-80-х годов не будет иметь детей. Это примерно 15 процентов. Добровольно это произойдет или нет — нужно изучать дополнительно.
Что заставляет москвичей сознательно отказываться от потомства?
Мы недавно закончили серию глубинных интервью с бездетными дамами 27-43 лет. Предварительно можно сказать, что один из сильных факторов — личная жизнь. Либо у женщины нет надежного постоянного партнера, либо он не хочет ребенка. Если говорить о социальном портрете, на количество детей влияет уровень образованности, наличие братьев и сестер. Среди московских бездетных большинство закончили вузы. Часто такую модель выбирают москвичи, которые не имели братьев и сестер.
Раньше бездетность в обществе считалась чем-то чуть ли не ущербным. Нравы меняются?
Определенно. Многие женщины, участвовавшие в исследовании, говорили, что если бы лет 20 назад они заявили о нежелании иметь детей, их бы заклевали. Сейчас все воспринимают спокойно. Хотя выходцы из небольших городов и сел отмечают, что, когда приезжают на малую родину, родственники и друзья давят на них. Но в целом бездетность становится социально не порицаемой позицией. Не случайно у нас постепенно повышается возраст мам, впервые рожающих детей.
И какой он?
В России долгое время первенцы обычно появлялись в 20-21 год. Рост начался с конца 90-х годов. И сейчас «дебют» происходит в среднем по стране в 25 лет. В Москве — в 27.
А что будет лет через пять-семь?
Эта цифра поднимется до 29. Материнство стареет во всем мире. В Скандинавских странах, например, рожают в 30-31 год. Изменился порядок наступления жизненных событий. Раньше человек заканчивал учебу, техникум и выходил на рынок труда. Сейчас стабильная занятость наступает очень поздно — в 23-24 года. При этом требуется какое-то время на то, чтобы молодые обрели экономическую самостоятельность. Сильны установки на то, чтобы стать успешными в материальном плане. Плюс увеличилось количество пробных союзов, когда человек сначала поживет с одним, потом с другим.
Как демографы расценивают увеличение возраста родительского «дебюта»?
Однозначной связи между возрастом начала деторождений и тем, сколько детей будет в дальнейшем — нет. Хотя женщины, которые откладывают рождение ребенка за тридцатилетний рубеж, естественно чаще сталкиваются с проблемами здоровья.
Рост количества бездетных может в будущем сказаться на популяции москвичей?
Есть ряд западных стран, где доля бездетных превышает 20-25 процентов. Но при этом средний уровень рождаемости не падает. Вопрос в том, сколько детей появляется у других женщин. На Западе больше семей с двумя-тремя детьми. А в России и в Москве наиболее распространена однодетная модель. Если соотношение не изменится, то показатели рождаемости могут упасть. Для потенциальных родителей нужны какие-то стимулы.
Но где их взять?
Свою роль может сыграть целый комплекс факторов. Для кого-то повышение материального благосостояния будет являться толчком, для кого-то — нет. Однозначно нужно развивать разные формы соцподдержки. Например, возвращать те же ясли. Чтобы в детсад ребенка можно было отдать не с трех лет, как сейчас, а гораздо раньше. Сейчас многие женщины в Москве, с хорошим образованием, работающие на престижной работе, рожая ребенка, хотели бы скоро вернуться к работе. Ждать столько времени для них — не вариант.
Беседовала Наталья Гранина