Глава LavkaLavka: "Замещение импорта фермерскими продуктами пока невозможно"
Нужно дать фермерам юрлицо и льготы, уменьшить поток дешевых продуктов из Китая, считает руководитель кооператива фермеров.
Изменений в связи с запретом на поставки импортных продуктов российские фермеры на себе пока не ощутили, утверждает создатель фермерского кооператива LavkaLavka Борис Акимов. Оживление на рынке продовольствия - пока лишь на уровне разговоров. О том, каких последствий российским предпринимателям стоит ожидать и когда это будет, Акимов порассуждал в беседе с редактором RB.ru.
Компания LavkaLavka была создана в 2010 году. Это первый кооператив в России, которая объединила интересы фермеров, покупателей, торговых площадок и ресторанов вокруг популярной сегодня концепции здорового питания. Основные участники этого сообщества – это фермеры, которые работают по эко-стандартам производства продукции, и покупатели этого товара, которые могут заказать его на сайте LavkaLavka. В мае в Москве открылся фермерский ресторан LavkaLavka. Мясо, рыба, молочные продукты, в том числе сыры, европейские аналоги которых скоро исчезнут с российских прилавков из-за санкций, - все это делают и на отечественных небольших предприятиях. Но цена того же камамбера, козьего сыра или филадельфии раза в 3-4 выше, чем у запрещенного импортного. Тем не менее, фермеры, входящие в кооператив LavkaLavka, говорят о близящихся изменениях в их бизнесе. Руководитель кооператива Борис Акимов рассказал, что произошло после запрета импорта.
- Увеличился ли спрос на фермерскую продукцию в свете запрета импорта? И каковы прогнозы на будущее с учетом того, что запасы продовольствия из "запрещенных" стран скоро подойдут к концу?
Пока сложно констатировать факт каких-либо изменений в российских фермерских хозяйствах. Скорее приходится говорить о замещении европейского и американского импорта на продукты из Израиля, Китая и других азиатских стран, Латинской Америки, Северной Африки - просто потому, что там есть большие транснациональные корпорации, которые обладают логистическими схемами и объемами продукции, способной заменить запрещенный импорт. Но санкции – это, безусловно, положительный поворот событий и для фермеров в целом, и для кооператива LavkaLavka. То есть стратегически это правильный сигнал для развития нашего фермерства, но тактически на данный момент выиграют крупные производители других стран. Объяснить это можно тем, что только лишь объявленных санкций недостаточно для того, чтобы сразу все поменялось в структуре фермерского хозяйства, поскольку санкции – это только возможность. Если государство, вводя эти санкции, параллельно открывает границы для китайских продовольственных товаров, что сейчас и происходит, то они заменят аналогами весь продовольственный рынок. Будут эти товары более или менее качественные, говорить рано, но более дешевыми они будут – однозначно.
- Что, по вашему мнению, должно стать следующим этапом для того, чтобы основной объем продуктов был все-таки российского происхождения?
Поддержать местного производителя, чтобы он проник на все рынки России можно, но быстро это не произойдет. Ведь для того, чтобы расширить производство, построить новые мощности и выйти на большой объем, должен пройти как минимум год, чтобы изменить систему в целом, понадобится 2-3 года, но сейчас время большого фермерского шанса.
Первое, что необходимо фермерам, это сформулировать в отношении них новую экономическую политику государства (НЭП), потому что среднее фермерство государством сегодня не поддерживается, более того, оно даже законодательно находится в тени и вне юридической плоскости, потому что индивидуальное фермерское хозяйство не является отдельным юридическим лицом. И здесь есть две стороны медали. С одной стороны фермеры не платят налогов, которые платят члены АПК (агропромышленного комплекса), и поэтому могут себе позволить уйти в тень. При этом, с другой стороны, фермеры, не обладая этим статусом, не могут активно развиваться и рассчитывать на господдержку. Это вопрос, который надо решать, переписывать законодательство.
В целом у нас в стране приоритетная политика поддержки существует только по отношению к АПК, но не к малым и средним фермерам, поэтому властям нужно поменять еще и приоритеты во взглядах на игроков рынка и использовать потенциал экологичного ведения бизнеса. Это стимулирование развития био-рынков, принятие закона об органическом земледелии в России и популяризация всех стандартов эко-фермеров, которые переходят на создание органических продуктов.
Если углубляться, то необходимо изменить кредитно-дотационную политику фермеров, стимулирующую развитие. Достаточно посмотреть на опыт США, которые под 2% годовых дают фермерам дотации и кредиты на покупку сельскохозяйственной техники. Нам реально не хватает этих льготных финансовых инструментов.
Наконец, еще один более узкий отраслевой пример. Есть проблема с забоем скота. По новому регламенту таможенного союза фермерам негде забивать животных. В стране очень мало специализированных боен, поэтому фермеры не могут сейчас реализовывать полноценно свою продукцию. Если, например, государство выделит дотации на содержание таких боен, на которых могут работать фермеры определенного одного сельскохозяйственного района, было бы отлично. То есть дали бы им рычаги, и фермеры свои бы деньги стали вкладывать в развитие - помимо тех, что дает государство.
- Могут ли реально российские производители заменить импорт, учитывая то, что цена отечественного продукта в разы дороже?
Прогнозы в этом смысле для нас, фермеров, на данный момент пессимистичные, потому что пока на рынок выводятся новые товары из других стран, их цена более выгодна для конечного потребителя. Если же все силы будут брошены на поддержание отечественного производства, смысл у санкций появится. Соинвесторы будут вкладывать деньги, фермеры получат задел и смогут быстрее развиваться, покупатели станут больше заказывать продуктов в нашем кооперативе, потому что цены на продукты будут ниже. Но снижение себестоимости продукта возможно только лишь с уменьшением издержек фермеров, которые на данный момент все те же.
В случае развития вот такого позитивного сценария нашими клиентами станет большее количество и физлиц, потому что тот же камамбер будет стоить уже не две тысячи рублей, а семьсот рублей за килограмм. По ресторанам можно сказать то же самое, просто потому, что рестораны всегда стремятся к минимизации издержек, поэтому они, скорее, будут покупать китайский пармезан (который в скором времени должен появиться), или произведенный в Израиле или Латинской Америке. То же самое и с торговыми сетями – контракты с ними на большие поставки возможны только при содействии государства и при поддержке наших фермеров. Но все-таки прогнозов на массовые поставки продукта в сети и рестораны мы не делаем, мы предлагаем штучный товар.
Конечно, у нас есть постоянные клиенты, это рестораны Delicatessen, "Пушкин ", Ragout, которые заказывают у нас, например, мясо кролика или что-то штучное для деликатесных нарезок, но все это происходит не системно, а разово. Но, по сути, единственный московский фермерский ресторан, это наш собственный - на Петровке 21. Вот там точно все блюда из экологичных фермерских продуктов.
Отредактировано Oleg Nef (2014-08-13 09:34:28)