Вопрос «Как пережить кризис?» последнее время задают очень часто.
Вариант №1 предлагает полную релаксацию до наступления лучших времен.
Вариант №2 требует напряженной работы по управлению ликвидностью, мониторинга рынков, пересмотра планов и проектов, построению нового бизнеса на новых рынках, что позволит со временем присоединится к тем, кто выбрал первый вариант.
В любом из вариантов, главное – не волноваться.
Слово «кризис» всегда несет на себе негативный оттенок, хотя означает всего лишь «резкий, крутой перелом в чем-либо». Если бы развитие шло независимо от окружающей среды, то мы могли бы наблюдать случай воспроизводства в чистом виде: рост пропорционален достигнутому уровню. Но поскольку разные ресурсы развиваются разными темпами, то чистое воспроизводство ограничивается. Позитивный момент кризиса состоит в том, что именно посредством кризиса экономика преодолевает ограниченность одних ресурсов и их замену другими для восстановления воспроизводства. Правда, такое воспроизводство начинает носить несколько цикличный характер, но каждое замедление темпов роста – это всего лишь сигнал для смены модели развития. Тот, кто первым найдет вариант такой модели, тот получит конкурентные преимущества, но уже в новых рыночных условиях.
Если брать современный кризис, то после лопнувшего пузыря виртуальных ценных бумаг сократилось не только денежная масса, но и доверие между участниками рынка. В результате резкого падения денежного оборота масса товаров должна найти новую точку равновесия. Дискомфорт участников рынка в кризисной ситуации связан лишь с тем, что на ранней стадии трудно определить: для каких товаров будут быстрее падать объемы производства, а для каких – цены. Тот, кто первым угадает движение цен и товаров, тот тоже получить конкурентные преимущества.
В последнее время многие правительства боролись с инфляцией, хотя инфляция – не злой умысел, а отражение накопившихся проблем в экономике. Кризис принесет утешение борцам с инфляцией: цены на товары начнут снижаться, на смену инфляции придет дефляция, но счастье будет не полным, т.к. снизятся и цена товара – рабочая сила. Снижение доходов населения волнами дойдет до самых доходных игроков на рынке: бюджета и поставщиков нефти и газа. Общее сокращение спроса приведет к структурным изменениям: спрос на недвижимость переориентируется на товары длительно пользования, спрос на товары длительного пользования перестроится на продукты первой необходимости, а внутри этой группы продуктов повысится спрос на более дешевые сегменты. Тот, кто первым, найдет способ предложить рынку более дешевые варианты товаров и услуг в каждой группе также получит конкурентные преимущества в новой, посткризисной экономике.